Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+86
+
+

Коммунизм - мечта или реальность? "Беседы о коммунизме" №1

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  06.10.2015 - 20:19

Цикл бесед о коммунизме. Что это такое? Как это будет? И будет ли?...

Попов Михаил Васильевич, доктор философских наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Ленинградское интернет-телевидение

 

Добавить комментарий (всего 104)   Более новые ›

Прошу ответить на следующие вопросы по теме "Беседы о коммунизме":

1) Способен ли капитализм обеспечить каждого трудоспособного члена общества полезным общественным трудом (ликвидировать безработицу),- основы на право потребления надлежащей потребительской корзины, - а если не способен, то какие причины этого явления (как это обосновать экономически)?

2) Способен ли капитализм обеспечить систематическое сокращение рабочего времени трудящихся с целью увеличения свободного времени для их разумного развития, - основы гармонизации человеческой жизни в условиях все возрастающегося технического прогресса, - а если не способен, то какие причины этого явления (как это обосновать экономически)?

3) Аналогчиные вопросы (см. п. 1, 2) и для коммунизма применительно к этапам его развития.

уважаемый Михаил Васильевич, дайте определение такому термину как зарплатное рабство, что это такое, есть ли это явление в наше время.

Спасибо Михаил Васильевич, интересно и поучительно. В рамках предложенной дискуссии, не соглашусь с определением классовой структуры российского буржуазного общества. По Марксу в буржуазном обществе два основных социальных класса: буржуазия и пролетариат. Исходя из этого следует отнести мелкую буржуазию ко всей остальной: средней, крупной. Выделение мелкой буржуазии из общей признанно классовой структуры общества ничего полезного не несет. При всех разных точек зрения, мелкая буржуазия так же имеет собственность на орудия и средства производства. В силу малозначительности этих орудий производства, в определенных экономических и политических условиях колеблется в строну пролетариата или в сторону буржуазии. Эта часть социального слоя в силу своего положения относится к буржуазии поскольку ей принадлежит: эксплуатация человека человеком и частная собственность на орудия и средства производства. По действующему российскому законодательству "предприниматель может" не только вкладывать свой труд, но и привлекать для участия в общественном производстве до пятидесяти работников. То есть мелкий буржуа отвечает всем классовым признакам буржуазии. Отказ от класса пролетариата в буржуазном обществе или заменой его на класс рабочих противоречит установке марксизма в том, что рабочие не являются классом сами по себе. Они входят в класс пролетариата, как наиболее революционна, сознательная, организованная его часть. Именно эта часть пролетариата может создавать политическую партию и вести остальную часть класса пролетариата к коммунизму. Социализм нельзя называть частью или фазой коммунизма. Социализм в российских условиях являлся обществом переходного периода от капитализма к коммунизму. ПО Марксизму, переходный период от капитализма к коммунизму, возлагается на государство диктатуры пролетариата. Российский, советский социализм, как общество переходного периода от капитализма к коммунизму не имело государства диктатуры пролетариата и это обстоятельство исключало построение коммунизма в СССР. Политические деятели призывающие в условиях развитого капитализма строительства социализма, а не коммунизма направляют идущих по кругу из которого нет выхода. По Марксу; правильным, нужно ставить задачу достижения главной цели, а не его переходной части. В период развитого капитализма переход от него к коммунизму может осуществить государство диктатуры пролетариата основной целью которого является не строительство материально-технической базы коммунизма, а воспитание членов будущего коммунистического общества. Только выполнив задачу коммунистического воспитания, доведя его до уровня коммунистического сознания большинства граждан из капитализма возникнет коммунистическое бесклассовое общество. На знамении которого будет начертано: "От каждого по способности - каждому по потребности."

Социализм по Карлу Марксу «Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло». (Карл Маркс, Критика Готской программы).

Владимир Ленин — « Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества Маркс и называет „первой“ или низшей фазой коммунистического общества».(Владимир Ленин, Государство и революция).

Приведенные вами мнение К.Маркса " Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с такими, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном сохраняет родимые пятна старого общества из недр которого оно вышло" Определение Маркса более точно подходит к переходному периоду от капитализм к коммунизму. Как видим Маркс не называл ни стадий ни фаз переходного периода от капитализма к коммунизму. Даже если согласиться с вами похоже, опровергающим изложенные доводы Маркса то ставить задачу перед политической партией построения первой или низшей фазы коммунистического общества (социализма), также нелепо, как ставить задачу сесть на велосипед при этом не определив куда ехать. Причем ни К.Маркс, ни В.И. Ленин не говорят о социализме. В Программе коммунистической Партии 1848 года. О капиталистическом социализме сказано много. Но он не отождествлялся со стадиями и фазами коммунизма.

Поддерживаю Вашу точку зрения.

В моём понимании социализм (переходный период) не статичный, а динамично развивающийся. Для начальной стадии переходного периода утверждение "от каждого по способностям, каждому по труду" будет справедливо. А с развитием коммунистического общества, во время переходного периода (во время социализма, то есть) от капитализма к коммунизму, этот принцип (от каждого по способностям, каждому по труду) будет постепенно замещаться принципом "от каждого по способности, каждому по потребности".

Кстати, о "птичках". Тут у меня интересная мысль появилась, как выбить опору из-под ног у сторонников фаз коммунизма.

Дело в том, что если рассуждать с позиции того, что коммунистическая общественно-экономическая формация уже построена, то назвать переходный период от капитализма к коммунизму (период социализма), оставшийся в прошлом, первой фазой коммунизма вполне можно.

Но как можно назвать первой фазой коммунистической ОЭФ то, что ещё не привело к полной победе над старой, антагонистической, формацией? Абсурд получается, в общем: новой формации ещё нет (и нужно ещё очень постараться, чтобы она стала действительностью), а первая фаза её уже есть.

Начну с совета. Прежде чем писать, что «думает» по тому или иному поводу «марксизм» начните этот самый марксизм изучать, то что пишите Вы не «марксизм», а Ваше, сугубо личное мнение. Теперь отвечу на вопросы по порядку. 1. В буржуазном обществе существуют два основных класса: буржуазия и пролетариат. Кроме них существуют социальные слои, не принадлежащие не к буржуазии ни к пролетариату. К этим промежуточным, средним слоям относятся мелкая буржуазия, интеллигенция и служащие. 2. Мелкая буржуазия не относится к собственно буржуазии. Энгельс писал: «Его характер (класса мелкой буржуазии) определяется промежуточностью его положения между классом более крупных капиталистов — торговцев и промышленников, буржуазией в собственном смысле слова, — и классом пролетариата, или классом промышленных рабочих.». Т.е. Энгельс счел нужным прояснить, что считает нужным разделять эти два класса, что мелкая буржуазия «буржуазией в собственном смысле слова» не является. А еще, между прочим, здесь написано кого Энгельс считал пролетариатом. 3. Мелкая буржуазия это класс мелких собственников города и деревни. Он характеризуется во-1) тем, что имеет в частной собственности средства производства, которые составляет основу производства и единственный источник существования мелкого буржуа; во-2) тем, что он выступает на капиталистическом рынке в качестве продавца произведенных им товаров; в-3) тем, что в процессе производства они используют исключительно, либо преимущественно, собственный труд, эксплуатация труда наемных работников носит ограниченный характер. Поэтому мелкая буржуазия имеет две стороны: собственническую и трудовую, отсюда ее колебания, отсюда ее неустойчивость. 4. Ваша ошибка в том, что Вы полагаете, что «мелкое предпринимательство» ведет «мелкая буржуазия», тогда, когда его ведет мелкий предприниматель – капиталист. Мелкая буржуазия представляет из себя отдельный класс, или социальную группу, и не является частью класса капиталистов. Класс капиталистов это класс собственников капитала, присваивающих продукт труда, который целиком создан трудом наемных рабочих. Но собственность мелкого буржуа, те средства производства, которыми он обладает очень часто не являются капиталом вовсе. Если производитель не использует наемную силу, а применяет исключительно свою и членов своей семьи, то продает он продукт исключительно своего труда. В этом случае его собственность не имеет характера капитала, а сам он не является капиталистом. Это низший слой мелкой буржуазии. Средства производства становятся капиталом только тогда, когда используется для эксплуатации других людей. Но сплошь и рядом мы имеем дело с ситуацией, когда собственник, нанимая нескольких работников, вынужден работать сам. В таком случае он продает продукт, как своего труда, так и труда наемных рабочих, а его средства производства приобретают характер капитала. Этих производителей можно условно разделить на средние слои (использующие наемную силу от случая к случаю, а в остальное время использующие свою) и ее верхние слои (использующие наемную силу на постоянной основе) мелкой буржуазии. Высший слой мелкой буржуазии это недоразвитый капиталист, предприниматель не накопивший достаточного капитала, что бы перестать непосредственно участвовать в процессе создания продукта. 5. Марксизм как раз утверждает: «Пролетариат или рабочий класс». Ленин дал следующую характеристику классов, ставшую классической: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в историче¬ски определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их ро¬ли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и раз¬мерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря разли¬чию их места в определенном укладе общественного хозяйства.» Невнимательно прочтя это определение многие начинают считать пролетариатом всех эксплуатируемых наемных работников, лишенных собственности на средства производства и поэтому вынужденных продавать свою рабочую силу. При этом не замечают следующего: «различающиеся по их месту в историче¬ски определенной системе общественного производства». А какое место в общественном производстве при капитализме занимает пролетариат? Его функция заключается в производстве прибавочной стоимости, т.е. осуществление цели капиталистического производства. Прибавочную стоимость, как часть новой стоимости, создает в процессе труда только рабочий класс непосредственно занятый в производстве, или осуществляющий функции продолжающие производство в сфере обращения (транспортировка, складирование и т.д.). Ни один служащий, ни один ИТР, ни один банковский или торговый работник, ни один «интеллигент» не создал своим трудом ни одной копейки новой стоимости. Если понять это простое обстоятельство, то станет очевидным, что утверждение Маркса «пролетариат, или рабочий класс» не устарело, и не сможет устареть никогда, пока существует капитализм. 6. Ленин: «Диктатура пролетариата, если перевести это латинское, научное, историко-философское выражение на более простой язык, означает вот что: только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, про¬мышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуати¬руемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общест¬венного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов.» 7. Ленин: «(Заметим в скобках: на¬учное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово озна¬чает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его.)» 8. Все что Вами написано о задачах «диктатуры пролетариата» это, словами Ленина: «Кто пытается решать задачи перехода от капитализма к социализму, исходя из об¬щих фраз о свободе, равенстве, демократии вообще, равенстве трудовой демократии и т. п. (как это делают Каутский, Мартов и другие герои бернского, желтого, Интерна¬ционала), те только обнаруживают этим свою природу мелких буржуа, филистеров, мещан, рабски плетущихся в идейном отношении за буржуазией.» 9. Потому, что «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высо¬кую производительность труда. Это — дело очень трудное и очень долгое…»