Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+10
+
+

Идеология в современной российской школе

ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Установите Flash Player и/или разрешите в браузере JavaScript, чтобы включить видео.
Опубликовано:  16.06.2015 - 08:09

Лекция Сергея Соловьёва «Идеология в современной российской школе» в рамках Молодёжного университета современного социализма 2 июня 2015 г.

Идеология, закладываемая в современные школьные учебники, призвана решить следующие задачи. Во-первых, это оправдание либерализма, рыночной экономики. Во-вторых, это оправдание сильной власти. Продолжением этой государственнической линии является умеренно положительная оценка советского прошлого, из которого исключается его революционная составляющая. Однако возможности для навязывания каких бы то ни было идеологических штампов сильно ограничены. Немалую роль в этом играет и личность конкретного учителя, и общая организация процесса обучения. «Что касается гуманитарных предметов, пока эта вещь [ЕГЭ] не будет отменена, можно здесь радоваться единственному положительному следствию: целенаправленно никакую систему взглядов в головы не внедрить. Потому что когда содержательное изучение предмета заменяется угадайкой, даже идеологические конструкции плохо держатся в головах». Основным результатом системы образования в её существующем виде поэтому является общее снижение грамотности, не позволяющее выпускникам школ вырабатывать собственную политическую позицию и делающее их восприимчивыми к примитивной государственной пропаганде.

В лекции уделяется внимание методике преподавания, ЕГЭ и ГИА, блоку «основ религиозных культур и светской этики», единому учебнику истории и другим вопросам. Также приводятся многочисленные примеры нелепиц, встречающихся в учебниках истории.

План лекции:
I. Советская идеологическая модель в школьном образовании (на примере истории).
II. Идеологические колебания 1990-х годов: от князя Авесхана до «правового самодержавия».
III. Вторая половина 2000-х: осторожное возрождение «государства» и «империи».
IV. Идеологические скандалы («либерализм» versus «патриотизм») с учебниками истории: учебник Кредера, учебник Вдовина-Барсенкова, учебник Долуцкого, учебник Филиппова.
V. Церковный штурм системы образования:
1. Священник в постперестроечной школе или от сексологии к Закону Божьему.
2. Теология в вузах.
3. Курс «История православной культуры»: от отступления к повсеместному введению.
4. РПЦ в современных школьных учебниках.
5. Победа клерикализации: церковь как элемент системы образования.
VI. Единый учебник истории: споры вокруг и суть проблемы.
VII. Конспирология и фольк-хистори в образовательном контексте.
VIII. Перспективы школьной идеологии: деградация системы образования расчищает путь пропаганде.

Добавить комментарий (всего 0)