Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+9
+
+

Эмансипация трудовых коллективов социальных учреждений

Опубликовано:  07.12.2014 - 11:49

Эмансипация (лат. emancipare) – освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; уравнивания в правах (Словарь иностранных слов).

В последнее время в России ширится борьба работников социальных учреждений за свои права, за достойную заработную плату, за сохранение бесплатных социальных услуг. Совсем недавно прошла крупная протестная акция медработников в Москве, за снижение цен в Ленинграде. Ранее протестовали против реформирования научных учреждений ученые РАН, учителя средних школ, воспитательницы детских садов. Периодически возникают подобные протестные акции «бюджетников» в других городах.

Это новое явление в жизни общества и его необходимо оценивать с позиций марксизма. В борьбу включились работники социальной сферы, которые получают зарплату из госбюджета. Это в основном люди с высшим и средним специальным образованием. Они имеют высокий человеческий потенциал, который позволяет уже сегодня ставить перед ними задачу о переходе трудовых коллективов социальных учреждений на социалистические отношения, т.е. вопрос об эмансипации трудовых коллективов больниц, поликлиник, научно-исследовательских институтов, вузов, школ, детских садов и т.п. От протестных акций необходимо перейти к созидательным действиям.

Трудовым коллективам социальных учреждений вполне по силам осуществить свое освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; уравнять себя в правах с другими гражданами и социальными группами. Интеллектуальный уровень развития работников социальных учреждений соответствует социалистическим производственным отношениям. Для перехода в социализм трудовые коллективы обязаны лишь воспользоваться разработанным марксистами механизмом своей эмансипации.

Условия и характер труда в бюджетных и коммерческих организациях принципиально отличаются. Бюджетные организации являются некоммерческими организациями. Они создаются для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Бюджетные организация могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь, когда она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы.

В бюджетных организациях труд работников оплачивается из бюджета, который формируется за счет добавленной стоимости, созданной трудом всех граждан. Государственный бюджет формируется на основе социального государственно-общественного партнерства. Сущность его состоит в том, что трудовые коллективы предприятий значительную часть созданной добавленной стоимости отдают своему партнеру – государству, которое взамен отдает членам общества почти все бесплатные социальные и жилищно-бытовые услуги. Поэтому госбюджет есть экономическая категория, которая отражает отношения партнерства между государством и обществом. Либеральные политики пытаются это партнерство ликвидировать.

В бюджетных организациях, которые являются некоммерческими организациями, действуют свои специфические трудовые отношения. Они основываются на купле-продаже рабочей силы. В рамках этих отношений руководители имеют право формировать условия начисления и устанавливать размер заработной платы наемным работникам.

Отрасли социальной инфраструктуры не создают материальной продукции, но они обеспечивают предпосылки для всех этапов ее производства. Они участвуют в воспроизводстве рабочей силы и повышении уровня её квалификации, обеспечивают нормальные условия труда, охраны здоровья, удовлетворения культурно-бытовых потребностей всех граждан. По мере развития социальной инфраструктуры повышается потенциал общества. Создаются более благоприятные условия для усиления связей между регионами, в результате чего разрушается их автономность, создаются предпосылки для выравнивания условий жизни.

В зарубежных странах имеются новые тенденции в формировании трудовых коллективов предприятий. В странах ЕС в последние годы получило распространение заключение так называемых нетипичных контрактов. Такие контракты включают как срочные контракты, так и занятость на неполный рабочий день, работа «по вызову», «нулевой» трудовой контракт (оплата только за фактически отработанные часы), контракты для работников, нанятых через временные агентства по трудоустройству, а также фрилансеров.

Фрилансеры самостоятельно определяют свои трудовые условия, несмотря на законодательный уровень социальной защиты, так как такая независимость предполагает свободный выбор условий труда и его оплаты.

Доля работников, работающих по нетипичным формам контрактов, в ЕС за период с 2001 г. по 2005 г. увеличилась с 36% до 40%, а доля срочных контрактов за период с 1998 по 2005 гг. – с 12% до 14%.

Однако увеличивающееся разнообразие контрактов имеет также негативный эффект. Низкоквалифицированная работа в сочетании с краткосрочным трудовым контрактом и недостаточной социальной защитой может поставить некоторых работников в сложное уязвимое положение. Необходимо обратить внимание на то, что в первую очередь в группе риска на рынке труда попадают женщины, люди старшего возраста и совсем молодые работники, нанятые на основе нетипичных форм контрактов.

В странах ЕС трудовые отношения совершенствуются на базе незыблемости формы наемного труда. Работники являются собственниками своей рабочей силы как товара и им гарантированы все права их частной собственности на этот товар. Все больше набирает силу тенденция перехода от коллективных форм продажи товара – рабочая сила к индивидуальным сделкам между покупателем и продавцом этого товара.

Эмансипацию трудового коллектива социального учреждения следует осуществить на основе разделения овеществленного и живого труда между двумя юридическими лицами: социальным учреждением и управляющей организацией, созданной трудовым коллективом этого учреждения. Орган государственного управления социальным учреждением как собственник имущества по договору передает полномочия трудового коллектива этого учреждения управляющей организации, созданной, например, персоналом поликлиники, больницы, школы, детского сада, вуза, научно-исследовательского института. Персонал прекращает трудовые отношения с социальным учреждением и устанавливает равноправные гражданско-правовые путем заключения договора.

Договор на передачу полномочий исполнительного органа управляющей организации имеет смешанную правовую природу и содержит элементы различных договоров. Он так и квалифицируется: смешанный договор с преобладанием условий договора возмездного оказания услуг. Его предметом является осуществление деятельности по управлению социальным учреждением.

Существенными условиями договора признаются:
задачи, стоящие перед управляющей организацией;
полномочия, права и обязанности управляющей организации, а также права и обязанности управляемого социального учреждения; порядок осуществления управляющей организацией функций персонала учреждения;
отчетность управляющей организации перед органами управления управляемого учреждения;
размер и порядок оплаты услуг;
ответственность сторон за ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств;
срок действия договора;
основания для досрочного прекращения договора и компенсации управляющей организации убытков вследствие его досрочного расторжения при отсутствии в действиях (бездействии) управляющей организации вины.

В управляющей организации, созданной членами трудового коллектива, работники не превращают свою рабочую силу в товар и не продают его. Они берут обязательства по участию в трудовом процессе в социальном учреждении. Тем самым они станут эмансипированными работниками, свободными от угнетения, уравненными в правах.

Их трудовая функция состоит в обеспечении непрерывного процесса оказания бесплатных социальных услуг населению. Трудовой коллектив утверждает Положение по оплате коллективного труда решением общего собрания. Единственным источником формирования фонда заработной платы в эмансипированном трудовом коллективе является доля бюджетных средств, направленных на финансирования учреждения, а также полученная от граждан денежная выручка за оказания платных услуг, если их оказывает учреждение. Весь фонд заработной платы зарабатывает себе трудовой коллектив своим трудом.

Изменение отношений между государственным бюджетом и трудовыми коллективами социальных учреждений составляет основу социально-экономической эмансипации трудовых коллективов. Отношения между физическим лицом и юридическим (нанимателем), которые были в социальном учреждении с правом найма рабочей силы, заменены отношениями между двумя юридическими лицами: управляющей организацией и некоммерческим социальным учреждением. Процесс коммерциализации социальных учреждений, который навязывают либеральные политики, заменен процессом эмансипации трудовых коллективов этих учреждений, который осуществляют сами трудовые коллективы социальных учреждений. Для этого работники социального учреждения учреждают свою управляющую социалистическую организацию в правой форме хозяйственного общества, кооператива или товарищества. Акции протеста работников социальных учреждений перерастают в созидательные акции по своей эмансипации.

03.12.2014 г.

Михаил Антоненко,
научный представитель постсоветского пролетариата

Добавить комментарий (всего 0)