Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+6
+
+

Погубленные уникумы отечественной авиации

Опубликовано:  17.09.2014 - 19:13
Корреспондент:  Константин Фёдоров
Классификация:  СССР 

Сейчас во всём мире принято унижать нашу страну и одновременно подчёркивать «достижения» западной авиапромышленности. При этом успехи Советского Союза старательно умалчиваются. А как было на самом деле?

В своё время Советский Союз создавал УНИКАЛЬНЫЕ самолёты и вертолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. И сегодня некоторые из них эксплуатируются в разных странах мира.

Но при этом мало кто упоминает, что многие советские авиационные комплексы опередили своё время на ДЕСЯТКИ ЛЕТ. Даже сегодня, изучая их возможности и сопоставляя лётно-технические характеристики, ясно, что они были ПОИСТИНЕ ПРОРЫВНЫМИ!

В данной статье ставится цель показать некоторые загубленные образцы боевой авиатехники, которые могли бы либо серийно строиться, либо после глубокой модернизации успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.

Печальная судьба Т-4

Советский ракетоносец Т-4 даже сейчас является УНИКАЛЬНОЙ машиной, который нёс высокоточное оружие. Так как СССР непрерывно пытался найти дешёвое «противоядие» для борьбы с королями океанов — американскими атомными авианосцами, было принято решение создать новейший авиационный ударный комплекс. Он должен был состоять из сверхскоростного самолёта, который мог бы обнаружить в заданном районе авианосное соединение, и гиперзвуковой ракеты, способной на скорости, в 4−5 раз превышающей скорость звука, пробить мощную систему ПВО авианосца и поразить его ядерным зарядом.

В конструкции планёра были применены новейшие по тем временам высокопрочные металлические материалы, такие как титан и нержавеющая сталь. Также для самолёта были изготовлены теплостойкие агрегаты топливной системы.

Этот авиационный комплекс не имел аналогов в мире; Т-4 опередил своё время минимум на 20-25 лет. В этом бомбардировщике многое было новым. Впервые в СССР для кабины Т-4 был разработан индикатор навигационно-тактической обстановки, где на телевизионном экране данные бортовых радаров накладывались на электронное изображение микрофильмированных карт, охватывающих поверхность почти всего земного шара.

На самолёте впервые была установлена электрическая дистанционная следящая система управления двигателями, работающая как от рук пилота, так и от автомата тяги.

Кроме того, был установлен перископ для обзора вперёд — на случай аварийного отказа механизма отклонения носовой части. Подобное решение впоследствии нашло применение на гражданских лайнерах Ту-144 и «Конкорд». Максимальная скорость Т-4 достигала 3200 км/ч, бомбардировщик поднимался на высоту до 25000 метров, дальность полёта составляла 6000 км.

Однако из-за дороговизны проект был свёрнут. Справедливости ради нужно отметить, что принятый на вооружение в 1987 году сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 при этом тоже стоил не меньшего количества денежных средств; при его создании были использованы некоторые инновационные решения, отработанные на Т-4.

Короткая карьера МиГ-27

На вооружение фронтовой авиации СССР в 1975 году поступил истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который также опередил своё время. По словам лётчика-испытателя Валерия Меницкого, был создан уникальный авиационный комплекс с современным вооружением.

Ещё более эффективным оказался МиГ-27К, оснащённый прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входили цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся лучшим истребителем-бомбардировщиком в мире. Всего было выпущено 764 МиГ-27 (в том числе 197 МиГ-27К).

Однако в 1993 году в связи с тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим расформированием полков и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия финансирования и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили боеспособность. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту (главный конструктор А. А. Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности постановки на крыло МиГ-27), но «двадцать седьмые» в большинстве своём оказались уже непригодны к полётам.

События на Юго-Востоке Украины ещё раз подтвердили важность наличия на вооружении сверхзвукового истребителя-бомбардировщика. Дело в том, что штурмовик Су-25, несмотря на свои сильные стороны, на сегодняшний день стал более уязвимым перед современными средствами ПВО и ПЗРК. Низкая максимальная скорость (около 980 км/ч) с полным боезапасом не позволяет штурмовику совершить эффективный противозенитный манёвр. Сверхзвуковой «МиГ» имеет намного больше шансов уйти от вражеских ракет.

МиГ-27 успешно прошёл боевое применение во многих вооружённых конфликтах. Так, во время войны Сирии против Израиля в июне-сентябре 1982 года сирийские «МиГи», даже повреждённые, наносили удары по вражеским целям и возвращались на свой аэродром.

МиГ-27 прекрасно показал себя во время войны в Афганистане. Мощная шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30, ракеты Х-25 и Х-29 оказались страшным оружием для душманов, а боковые бронеплиты спасли жизнь не одному лётчику: потерь «МиГи» не понесли.

Отлично показал себя МиГ-27МЛ в ВВС Индии и Шри-Ланки. Нанося удары по позициям боевиков «Тигры Освобождения Тамил-Илама», «МиГи» были лидерами в совместных боевых звеньях с «Кфирами» и J-7. По словам западных лётчиков, МиГ-27 превосходил такие западные машины, как «Торнадо», «Ягуар», израильский «Кфир» и другие.

Что касается безопасности полётов и происшествий с наиболее тяжёлыми последствиями — то и в этом отношении МиГ-27 выделялся в лучшую сторону. Его показатели безопасности в несколько раз опережали любые другие типы машин фронтовой авиации.

Ми-14 сознательно убили

В 1976 году советская противолодочная авиация получила отличный вертолёт-амфибию Ми-14 с современным оборудованием и вооружением, которое позволяло успешно бороться не только с подводными лодками, но и надводными целями. Кроме того, винтокрылая машина несла на борту тактический ядерный заряд мощностью в одну килотонну.

Вертолёт серийно производился на Казанском  авиазаводе в 1973-1986 годах. Всего было произведено 273 машины. Два газотурбинных двигателя ТВ3-117М, которые впоследствии были установлены на Ми-17, обеспечивали большую надёжность и неприхотливость вертолёта-амфибии.

Основой бортового комплекса Ми-14ПЛ являлась поисково-прицельная система «Кальмар», включавшая в себя РЛС, опускаемую гидроакустическую станцию «Ока-2», вычислительную аппаратуру и оборудование связи. На более поздних версиях (Ми-14ПЛМ) вместо «Кальмара» была установлена более совершенная система «Осьминог», оснащённая мощной бортовой вычислительной машиной, позволявшей решать большую часть поисковых и ударных задач в автоматическом режиме.

На базе Ми-14ПЛ была создана также поисково-спасательная версия Ми-14ПС. Снятое противолодочное вооружение позволило разместить отсек на 10 пострадавших, снабдить кабину лебёдкой с сеткой, на которой можно было одновременно поднимать с воды до трёх человек. Также машина оснащалась сбрасываемыми спасательными плотами, прожектором и поисковым локатором.

Ещё один вариант Ми-14БТ — буксировщик тралов. Это был противоминный вертолёт, буксирующий контактные и неконтактные тралы (парами или в одиночку).

Ми-14 наводили такой страх на генералов из Пентагона, что после переговоров Горбачёва с Рейганом в 1987 году чиновниками было принято решение нанести на хвостовые балки вертолётов чёрные пунктиры, так как «Мили» было невозможно засечь даже с помощью спутников! А в 1996 году Ми-14ПЛ были полностью сняты с вооружения морской авиации России (тем самым Ельцин выполнил требования американской администрации о дальнейшем разоружении нашей страны).

Мало кто знает, что Ми-14 превосходно показал себя в Ливии. Однажды, в 1981 году в районе города Бенгази пропал истребитель МиГ-21. Поисковые группы бросили, помимо Ми-14-х и французские «вертушки»  «Супер Фрелон». Дело кончилось тем, что французские машины оказались чрезвычайно капризными – за два дня из-за жары у них обнаружили до 40 неисправностей. А советские «Мили» работали как часы и успешно выполнили свою задачу.

Кроме того, в начале 1982 года прошли учения с участием подводных лодок. Наши винтокрылые машины обнаружили субмарину, постоянно поддерживали с ней контакт, имитировали тактические бомбовые удары, но когда на смену «Милям» пришли «Супер Фрелоны», контакт был безнадежно утерян, а подлодка как бы в насмешку всплыла между двумя висящими вертолётами. Вскоре Ми-14 стали базироваться в Триполи, а Ливия закупила ещё 16 советских машин. Комментарии излишни.

После объединения Германии США получили два Ми-14, но ничего подобного американские специалисты так и не сумели создать. Зато наибольшую выгоду для себя извлекла Польша – ВМС этой страны до сих пор эксплуатируют «Мили». Для Североатлантического блока Ми-14 оказался ценным подарком…

В-12 – уникальный винтокрылый исполин

В-12 (Ми-12) – самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью винтокрылой машины являлось боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.

В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью свыше 30 тонн, для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), создание позиционных районов для которых планировалось в районах без дорог с твёрдым покрытием.

Первый полёт В-12 совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель Василий Колошенко). В феврале 1969 года вертолёт поднял 31030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 метров. 6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44205 кг на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Даже сейчас лётные данные В-12 являются выдающимися:

  • Диаметр главного винта – 35 метров;
  • Максимальная скорость – 260 км/ч;
  • Крейсерская скорость – 240 км/ч;
  • Перегоночная дальность – 1000 км;
  • Практическая дальность – 500 км;
  • Практический потолок – 3500 м;
  • Экипаж – 6-10 чел;
  • Полезная нагрузка: нормальная – 20 тонн груза, максимальная – до 25 тонн; в пассажирском варианте В-12 мог перевозить 196 пассажиров.

Однако по непонятным причинам, несмотря на успешные испытания винтокрылой машины и рекомендации Государственной комиссии, программа Ми-12 была прекращена, а вся тяжесть работ легла на вертолёты Ми-8/Ми-17 и Ми-26, которые по своим возможностям существенно уступают советскому гиганту.

Таким образом, советская держава имела один из главных своих козырей – СИЛЬНЫЕ, МОГУЧИЕ КРЫЛЬЯ И ЗАПАД НЕ СМЕЛ УГРОЖАТЬ СССР!

Константин Фёдоров

Добавить комментарий (всего 1)

Также, думаю, стоит упомянуть и про авиационно-космическую систему систему "Спираль" http://www.buran.ru/htm/spiral.htm , которую сейчас копируют американцы; про уникальный самолет-амфибию вертикального взлета ВВА-14 http://www.airwar.ru/enc/xplane/vva14.html, которому действительно не было аналогов ни у нас, ни за рубежом. Ну и конечно же МиГ-МФИ - истребитель пятого поколения, совершивший свой первый полет еще в 2000-м году, но закрытый в пользу существовавшего тогда только на бумаге Т-50 http://www.airwar.ru/enc/xplane/mfi.html