Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+27
+
+

Размышления на тему "Коммунистическая партия и Советы"

Опубликовано:  03.09.2014 - 00:30
Корреспондент:  Сергей Токмаков

Уже не первый раз разворачивается дискуссия об отношении Партии и Советов в системе власти социалистического государства. Оставим пока вопрос о классовой структуре Советов и принципах их формирования. Этот важнейший вопрос в данном случае не имеет значение. Я буду употреблять термин "власть трудящихся", не вкладывая в него точного определения. Будем также полагать, что речь идёт только об одной коммунистической партии и такой партии, которая действительно является коммунистической.

Мы говорим о власти трудящихся. Понятно, что для осуществления своей власти трудящимся необходима некая организация. Коммунистическая партия и Советы - это организации, основой которых является трудовой народ. Если сформулировать вопрос без всяких закавык, то он звучит так: какая организация трудящихся должна иметь реальную власть в социалистическом государстве, Партия или Советы?

Из всех суждений по этому вопросу, с которыми приходилось знакомиться, нет ни одного, исключающего Советы вообще или Коммунистическую партию вообще. Те, кто считает, что власть должна быть у Партии, сохраняют Советы как некий вспомогательный аппарат, очевидно, как необходимый атрибут Советской власти. На Коммунистическую партию, понятно, никто не посягает, даже те, кто выносит Советы на гребень верховной власти. Ещё предлагается не ломать голову и считать Советы и Партию братьями-близнецами. Можно, конечно, представить братскую дружбу между Партией и Советами, но назвать их близнецами как-то не получается.

Партия - это организация, которая имеет свою идеологическую основу, свою программу. В партию объединяются единомышленники, для которых программа партии соответствует их убеждениям и является руководством к действию. В свою очередь, членство в партии накладывает обязательства не отступать от программы партии. Партия имеет свой Устав, который, в том числе, предусматривает индивидуальное членство, порядок приёма и исключения из партии.

Если исходить из того, что власть должна быть у Партии, тогда нет смысла ломать голову как такую власть назвать - «диктатура пролетариата», «власть трудящихся» или «власть народа»… Это власть партии, которая сама решает, кого принять в свои ряды. Даже если Партия заявляет о власти рабочего класса, то мало быть рабочим, чтобы получить доступ к власти. Надо ещё быть согласным с программой и Уставом Партии. И после этого обратиться с заявлением о приёме в Партию и надеяться, что примут.

В отличии от Партии, Советы, как бы они не формировались – по производственному или территориальному принципу - охватывают ВСЕХ. Для участия в выборах депутата достаточно работать на данном предприятии или проживать на данной территории. Установить идеологические, религиозные или ещё какие фильтры, ограничивающие участие в выборах, невозможно. Если Советы формируются по производственному принципу, то это предполагает участие ВСЕХ членов данного коллектива, если по территориальному - то ВСЕХ проживающих на данной территории, несмотря на то, что они и могут стоять на разных идейных позициях. Но если допускаются ВСЕ, то и идейные позиции, взгляды на сегодняшние потребности, ближние и дальние цели у людей в данной группе будут различными. Депутат, избранный от этой группы, будет избран большинством и будет выражать мнение большинства. Каким бы ни было это мнение, он всё равно становится депутатом Совета. Такой Совет вообще не может иметь какую-то политическую долгосрочную программу или идейную платформу, с которой избранный депутат обязан заранее быть согласен.

*********

Какова бы ни была структура общества, власть может быть либо в руках меньшинства, либо в руках большинства. Нет надобности разъяснять, что в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществах власть находится в руках меньшинства. Как эксплуататорские классы формируют аппарат государственной власти, тут тоже, думаю, всем известно.

Нам важно разобрать вопрос о власти в социалистическом обществе, т.е. в обществе, где нет эксплуататорских классов и где основная масса населения является трудящимися. Именно трудящиеся в целом, а не отдельная группа трудящихся, должны обладать реальной возможностью формировать государственные органы и контролировать их деятельность. Установить власть большинства в обход большинства невозможно. Поэтому организация трудящихся должна быть по-настоящему массовой, т.е. для России речь должна идти о десятках миллионов.

Может ли Партия быть такой массовой организацией трудящихся? В принципе может. Однако придется делать выбор – или это Партия коммунистическая, и тогда в неё надо брать только тех, кто является идейным коммунистом, или это Партия ВСЕХ трудящихся, тогда брать всех, кто является трудящимися, независимо от их идейных убеждений.

КПСС дала нам пример массовой партии, в которую шли все подряд. Итог известен. В угоду массовости партия утратила свой идеологический стержень. Одна часть «коммунистов» повела страну к капитализму, а основная масса членов партии никак этому не препятствовала, ибо она не только была далека от понимания марксизма, но и зачастую имела такие представления о развитии общества, которые вовсе противоречили идеям марксизма. В критический момент истории организации, способной осмыслить с марксистских позиций суть происходящего и донести эту суть до трудящихся, в стране не оказалось.

Чтобы этого избежать, необходим иной подход к членству в партии. Но тогда Партия, находящаяся у власти, станет Партией не просто трудящихся, а какой-то особой части трудящихся, причём количественно составляющей явное меньшинство общества. Будет ли это меньшинство всегда действовать в интересах большинства общества, в данном случае не имеет значения. Важно, что для основной массы трудящихся государственная власть будет властью над ними, а не их собственной властью.

Итак, если мы считаем необходимым иметь действительную коммунистическую партию, придётся отказаться от того, что это массовая организация ВСЕХ трудящихся. Возвращаемся опять к тому, что для осуществления своей власти трудящимся нужна своя организация, которая должна быть по-настоящему массовой.

*********

При полной власти Советов, Советы, сформированные из депутатов от ВСЕХ трудящихся, конечно, являются прямой властью самих трудящихся. Однако, по понятным причинам, Советы могут оказаться сформированы из депутатов, политическая грамотность которых и тем более знание марксизма будут невысокими. Не исключено, что и взгляды на пути развития общества у них будут различными. Куда поведут такие Советы? Смогут ли они всегда правильно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями?

Добившись подлинного, массового участия трудящихся в управлении государством, получаем неуверенность, что это сможет обеспечить стабильное развитие общества в коммунистическом направлении. Возвращаемся опять к тому, что необходима руководящая роль Коммунистической партии.

Что делать? Как совместить действительную власть трудящихся масс с коммунистической идеей? Решить такую задачу и должны коммунисты, как наиболее идейно-теоретически подготовленный отряд трудящихся.

Первое, что необходимо коммунистам, это признать, что построить коммунистическое общество против воли большинства трудящихся, без их массового участия в управлении обществом не получится. Поэтому целью коммунистов должен быть не собственный приход к власти, а установление в стране власти трудящихся. От этого отходить более нельзя.

Задача коммунистов состоит в том, чтобы работать с трудящимися массами и путём убеждения, разъяснения, обучения, формировать у них коммунистическое мировоззрение. Добиваться авторитета у трудящихся не декларацией лозунгов, а своим знанием и пониманием законов развития общества, умением применять эти знания на практике, умением принимать верные решения по конкретным вопросам. Тогда и Советы будут состоять в основном из коммунистов, которые и будут направлять деятельность Советов в соответствии с программными целями Коммунистической партии.

Придти к коммунистическому обществу иным путём не получится.

Сергей Токмаков

Добавить комментарий (всего 139)   Более новые ›

После победы социалистической революции, сознание у людей останется мелкобуржуазным. Значит, вначале, должна руководить компартия, а не Советы. Сложность будет в том, что их к победе приведёт не одна компартия, а альянс из различных партий левого типа. Здесь неизбежна борьба за власть между ними, вплоть до победы одной из них. Статья ставит назревший вопрос руководства страной в будущем, а точного плана действия до сих пор нет.

Нет, это не о будущем, а именно о настоящем. Партия может прийти к власти только на плечах трудящихся масс. Но для этого массы (широкие трудящиеся массы, а не партии) должны быль организованы в структуру, способную их консолидировать на совместные действия. Такая консолидация до настоящего времени всегда происходила стихийно. Но стихийная консолидация происходит только тогда, когда массам становится уже нечего терять, когда они доведены до крайности. И если современные «коммунисты» хотят так же, по аналогии с прошлым, прийти к власти на плечах трудящихся, это может означать только одно, что они ждут, не дождутся, когда положение трудящихся настолько ухудшится, что им станет нечего терять, когда они окажутся на грани вымирания. Вряд ли такая позиция заслуживает уважения.

Задача коммунистов как раз в том, чтобы организовать массы заранее, чтобы не дать скатится обществу в эту пропасть, из которой ещё неизвестно будет ли выход или нет, а если буде, то какой. А если они будут организованы, то никакой отдельной группе лиц (партии) власть они не отдадут. Поэтому, в современных условиях никакая партия или коалиция партий к власти прийти принципиально не могут. Бороться за это, значит бороться за сохранение действующей системы власти.

Бобров, "Партия может прийти к власти только на плечах трудящихся масс.", надеюсь вы не смотрите на партию как на паразита? (или безногого инвалида):-) А так вы высказываете интересные, живые мысли, еще чуть-чуть и я поверю что вы не догматик.:-)

О, власть, это такая штучка,которой можно пользоваться в личных целях, быстро и легко решать свои вопросы, опять же можно ходить с надутыми щеками и выпяченной вперед грудью. Разеляя людей на партийных и беспартийных, мы закладываем противоречие в обществе, особенно если власть как-то ближе к партийным, чем к беспартийным. Даже когда все равны одни становятся равнее других. Слаб человек и это приводит к загниванию партии. Что делать? Нарушать равнение. Член партии должен работать на час дольше, руководитель-коммунист получать на 10% меньше, вот в таких условиях проверяется партийность. Мы говорим о власти трудящихся, а зачем она им нужна? Трудящимся не власть нужна, ведь власть это дополнительная работа, ответственность, обуза, трудящимся нужна счастливая жизнь в разумном, здоровом понимании и все. Власть нужна компартии, чтоб реализовать теорию преобразования общества и его управления и больше ни для чего. А для чего нужна власть трудящимся, им что, больше делать нечего?

«власть это дополнительная работа, ответственность, обуза» это не власть, это управление. А власть это способность субъекта подчинять других своей воле. Что-то господствующие слои общества эта «обуза» никогда не тяготила и расставаться с ней они ка-то не торопились. И Вы совершенно правы, что «Трудящимся не власть нужна» как таковая «трудящимся нужна счастливая жизнь в разумном, здоровом понимании и все». Но чтобы это обеспечить именно в своём понимании, им нужна власть, иначе власть имущий обеспечит это им в своём понимании и эти понимания могут оказаться очень далеки одно от другого.

Вцелом у вас здравые рассуждения. НО, кому нужна власть без возможности управления, лично или косвенно. Как иначе извлекать из нее выгоду? Власть это и есть возможность управлять. Иначе зачем она нужна? Но управлять можно с разной эффективностью, если управлять эффективно, то это трудная, утомительная работа, требующая полной отдачи. Именно о такой власти я говорю. Те, для кого власть не обуза, быстро власть теряют, когда вы говорите о "господствующие слои общества эта «обуза» никогда не тяготила и расставаться с ней они ка-то не торопились." не раскрывает внутреннюю структуру власти господствующих слоев, котрые состоят из конкретных людей. Там идет интенсивная ротация и борьба за власть, иногда смертная, но если смотреть на процесс с высоты "слоев", ее конечно не видно. Да, каждый берущий власть пытается ее использовать в своем понимании, но мы ж говорим о власти компартии. Надеюсь мы одинаково понимаем понимание использования компартией власти?:-)

Прежде чем рассуждать о власти трудящихся, надо провести анализ современного состояния трудящихся. Империализм сделал все, чтобы дифференцировать, внести раскол, разъединить трудящихся, за счет ограничения доступа к образованию, подкупа верхушки трудящихся, создание условий для снижения образовательного и культурного уровня трудящихся, превращение части трудящихся в маргиналов,разделение трудящихся по религиозному, региональному, социальному признакам, организация информационного контроля активной части трудящихся, компрометация лидеров, манипуляция сознанием с помощью СМИ и т.д. Поэтому, если сравнить приоритеты различных групп трудящихся, то мы увидим, что они серьезно отличаются. По большому счету, в современных условиях только патриотизм - последний рубеж, объединяющий интересы всех подгрупп трудящихся данного государства.Но патриотизм - это обоюдно острое оружие, т.к. это идеология мелкой буржуазии, самой реакционной и в современных условиях самой разрекламированной идеологии. Манипуляция сознанием трудящихся направлена как раз на то, чтобы изменить целеполагание - вместо объединения против капиталистической эксплуатации - разъединение, конкуренция в борьбе за - "самореализацию" и превращения из трудящегося в собственника. И это культивируется с уровня топ-менеджеров до студентов. Следующий вопрос. Можно ли в этих условиях легально победить кандидатам во власть, предлагающим другие цели - нет. И самый главный вопрос? Почему будущая власть трудящихся обязательно должна быть в форме Советов? Ведь мировая история знает множество форм народного самоуправления: начиная с Древней Греции, Древней Руси, Парижской коммуны и национальных форм общественного самоуправления. Коммунистическая идеология - всегда отличалась диалектическим творческим подходом к анализу особенностей исторической обстановки, надо искать и создавать новые формы объединения трудящихся, адекватные информационному обществу и новым вызовам противостояния мировому империализму, а не оглядываться назад. Вспомните, ведь не только Советы, но и масса других общественных организаций, возглавляемых коммунистами, до определенного времени, обеспечивали доступность участия трудящихся во власти: профсоюзы, творческие союзы, национальные и женские организации, спортивные общества, социальные объединения, может стоит начать с того, что коммунистам создавать такие общественные организации в противовес, "официально" созданным буржуазией и имитирующим общественное управление, а дальше как пойдет! И главное без НАСТОЯЩЕГО СЪЕЗДА КОММУНИСТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГОВ ОТ ВСЕХ ПАРТИЙ И ПАРТИЕК - ОБЪЕДИНЕНИЯ КОММУНИСТОВ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО И РЕАЛЬНОЙ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ НЕ БУДЕТ! НЕТ ДОВЕРИЯ У ТРУДЯЩИХСЯ К ТЕМ, КТО САМ НЕ МОЖЕТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ и УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ С ОБЩЕЙ ЦЕЛЬЮ!

"Ведь мировая история знает множество форм народного самоуправления: начиная с Древней Греции, Древней Руси, Парижской коммуны и национальных форм общественного самоуправления". Однако, Алёна, "Какими бы формами ни прикрывалась республика, пусть то будет самая демократическая республика, но если она буржуазная, если в ней осталась частная собственность на землю, заводы и фабрики, и частный капитал держит в наёмном рабстве всё общество, т.е., если в ней не выполняется то, о чём заявляет программа нашей партии и Советская конституция, то это государство – машина, чтобы угнетать одних другими". В.Ленин, О государстве, 1919 г.

Я предлагаю творить новые формы самоуправления трудящихся, опираясь на исторический опыт человечества! Советы тоже появились в 1905 году, когда невозможно было представить близость социалистической революции. Как учит нас диалектический материализм - новые формы управления всегда зарождаются в недрах предыдущей общественно-политической формации! Между государственно-монополистическим капитализмом и социализмом - лишь один шаг - смена господствующего класса и экспроприация крупной частной собственности! Чтобы этот шаг стал возможном, надо, чтобы творчеством масс были созданы органы, которые смогут быстро переформатировать управление под социалистические цели. Должны быть органы, у которых ГОТОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И КАДРЫ ДЛЯ быстрого налаживания взаимодействия между государственными структурами. Есть ли сейчас у коммунистов такие организации и команда управленцев по основным направлениям деятельности народного хозяйства, ведь современное управление - это сложнейший компьютеризированный механизм, многие элементы которого заимствованы у стран Запада и могут ими быть отключены, что приведет к хаосу и прежде всего в денежно-финансовой сфере.