Резонанс
Лучшее
Обсуждаемое
-
-
+20
+
+

Послание Фиделя Кастро

Опубликовано:  29.01.2015 - 10:12

Федерации университетских студентов

Моим товарищам по Федерации университетских студентов.

Дорогие товарищи!

С 2006 года ввиду состояния здоровья, несовместимого со временем и усилиями, необходимыми для выполнения долга – который я возложил на себя, поступив в наш Университет 4 сентября 1945 г., 70 лет назад, – я заявил об уходе со своих постов.

Я не был сыном рабочего и не испытывал нехватки материальных и социальных ресурсов для сравнительно благополучного существования; могу сказать, что я чудесным образом избежал богатства.

Много лет спустя богатый и, несомненно, весьма способный североамериканец, обладатель состояния почти в 100 миллиардов долларов, заявил – согласно сообщению новостного агентства в прошлый четверг, 22 января, – что привилегированная система производства и распределения богатств будет из поколения в поколение превращать бедняков в богачей.

Со времен античной Греции, почти 3 тысячи лет назад, греки – чтобы не ходить слишком далеко – показали блестящие успехи почти во всех видах деятельности: физике, математике, философии, архитектуре, искусстве, науке, политике, астрономии и других отраслях человеческого знания. Несомненно, Греция была территорией рабов, производивших самые тяжелые работы на полях и в городах, пока олигархия посвящала себя писательству и философствованию. Первая утопия была написана именно для нее.

Приглядитесь хорошенько к реальностям нашей знакомой, глобализованной и очень плохо поделенной планеты Земля, где известен каждый жизненный ресурс, распределенный в силу исторических факторов: у некоторых – гораздо меньше, чем им необходимо; у других – столько, что они не знают, что с ним делать. Ныне, среди больших опасностей и военных угроз, царит хаос в распределении финансовых ресурсов и в разделении общественного производства.

Население мира выросло с 1800 до 2015 г. с одного до семи миллиардов жителей. Можно ли будет при таком росте населения в ближайшие 100 лет удовлетворить потребности населения мира в питании, здравоохранении, воде и жилье, каких бы успехов ни достигла наука?

Даже оставляя в стороне эти трудноразрешимые проблемы, подумать только, что Гаванский университет в дни, когда я поступил в этот любимый и уважаемый вуз, почти три четверти века назад, был единственным имевшимся на Кубе.

Конечно, мы, товарищи студенты и преподаватели, должны помнить, что теперь он у нас не один; сегодня мы располагаем более чем пятьюдесятью центрами высшего образования, распределенными по всей стране.

Когда вы пригласили меня принять участие в открытии мероприятий к 70-й годовщине моего поступления в Университет, – о чем я узнал неожиданно в дни, весьма загруженные разными делами, в которых я еще, может быть, в состоянии быть относительно полезным, – я решил посвятить несколько часов отдыха воспоминаниям о тех годах.

Меня удручает мысль, что прошло 70 лет. На самом деле, товарищи, на вопрос, который мне иногда задают – поступил бы я снова в университет теперь – я бы ответил без колебаний, что избрал бы научную карьеру. Оканчивая университет, я сказал бы, как Гуаясамин: оставьте мне маленький, но негаснущий источник света.

В те годы, уже испытав влияние Маркса, я смог больше и лучше понять странный и сложный мир, в котором всем нам выпало жить. Я смог избавиться от буржуазных иллюзий, опутавших своими щупальцами многих студентов, у которых было больше пылкости, чем опыта. Об этом можно было бы рассуждать долго, без конца.

Другим гением революционного действия, основателем Коммунистической партии, был Ленин. Поэтому я не колебался ни секунды, когда на суде над бойцами Монкады, где мне разрешили присутствовать, хотя всего один раз, заявил перед судьями и десятками батистовских высших офицеров, что мы были читателями Ленина.

О Мао Цзэдуне мы не говорили, поскольку он тогда еще не завершил социалистическую революцию в Китае, вдохновленную теми же целями.

Предупреждаю, однако, что революционные идеи всегда должны быть начеку в той мере, в какой человечество умножает свои знания.

Природа учит нас, что могут пройти десятки миллиардов лет, а жизнь в любом своем проявлении всегда подчинена самым невообразимым комбинациям материи и излучений.

Личное приветствие президентов Кубы и Соединенных Штатов произошло на похоронах Нельсона Манделы, благородного и образцового борца против апартеида, дружившего с Обамой.

Достаточно будет напомнить, что к тому моменту прошло уже несколько лет с тех пор, как кубинские войска нанесли сокрушительное поражение расистской армии ЮАР, руководимой богатой буржуазией, располагавшей огромными экономическими ресурсами. Историю того противоборства еще предстоит написать. Правительство ЮАР, имевшее наибольшие на континенте финансовые ресурсы, обладало ядерным оружием, поставленным расистским государством Израиль на основании соглашения последнего с президентом Рональдом Рейганом, который разрешил ему передать оборудование для использования такого оружия, чтобы нанести ядерный удар по кубинским и ангольским силам, защищавшим Народную Республику Ангола от оккупации этой страны расистами. Тем самым исключались любые переговоры о мире, пока Ангола подвергалась нападению сил режима апартеида, располагавшего лучшей по обучению и вооружению армией африканского континента.

В такой ситуации не было никакой возможности мирного решения. Беспрерывные попытки ликвидировать Народную Республику Ангола, систематически обескровливая ее силами этой хорошо обученной и оснащенной армии, – вот что определило кубинское решение нанести сокрушительный удар по расистам в Куито-Куанавале, старой базе НАТО, которую ЮАР пыталась оккупировать любой ценой.

Эта высокомерная страна была вынуждена договариваться о мирном соглашении, что положило конец военной оккупации Анголы и покончило с апартеидом в Африке.

Африканский континент стал свободным от ядерного оружия. Кубе пришлось вторично противостоять угрозе ядерного нападения.

Кубинские интернационалистские войска ушли из Африки с честью. Затем предстоял Особый период в мирное время, который продолжается уже больше 20 лет без поднятия белого флага, чего мы не делали и не сделаем никогда.

Многие друзья Кубы знают об образцовом поведении нашего народа, и им я разъясняю кратко сущность моей позиции.

Я не доверяю политике Соединенных Штатов и до сего дня не обменялся с ними ни одним словом, что нисколько не означает отказа от мирного решения конфликтов или снятия военных угроз. Отстаивать мир – долг всех. Любое мирное решение, путем переговоров, проблем между Соединенными Штатами и народами Латинской Америки или любым из ее народов, которое не будет продиктовано силой и не означает применения силы, должно рассматриваться в соответствии с международными принципами и нормами.

Мы всегда будем отстаивать сотрудничество и дружбу со всеми народами мира и в том числе с народами наших политических противников. Именно этого мы добиваемся для всех.

Президент Кубы сделал подобающие шаги в соответствии со своими прерогативами и полномочиями, предоставленными ему Национальной Ассамблеей и Коммунистической партией Кубы.

Тяжкие опасности, угрожающие сегодня человечеству, должны были бы уступить место нормам, которые были бы совместимы с человеческим достоинством. Из этих прав не исключена никакая страна.

В этом духе я боролся и продолжу бороться до последнего дыхания.

Фидель Кастро Рус

26 января 2015 г. 12:35

Перевод А. В. Харламенко

Добавить комментарий (всего 0)